Путешествие сознания в поисках реальности. Красота как ориентир.
Мы бредём на ощупь в этом лабиринте явлений, страстей, понятий, влечений, представлений, целей; порой осознавая выбор, чаще неосознанно. Ощущение необратимости усиливает трагичность поиска своего пути. Мне было необходимо найти некую универсальную форму для художественного выражения волнующих меня проблем бытия.
Результатом этого поиска явился проект «Двухчастные картины». Реальность и иллюзорность, сознание, свобода, греховность, покаяние, любовь и ненависть, красота и уродство — мне открылась возможность высказаться на все эти волнующие темы, через язык сопоставления — антитезы.
Применённый в живописи приём монтажа позволяет сопоставлением двух изображений выявить скрытые взаимосвязи сюжетов, придаёт многомерность смысловому пространству картины и освобождая от замкнутости традиционной картинной плоскости даёт широкие декоративные возможности.
Нитью Ариадны в этом лабиринте иллюзий для меня является эстетическое чувство, руководствуясь которым я стремлюсь сплавить непримиримые противоречия в неком эстетическом синтезе, в котором и видится мне главная цель искусства.
«Генезис», холст, масло, поталь, 200×150см. 2020 год
Сотворение мира из музыки, творец и творение, рождение мира в акте творчества, человек на границе двух миров, переживание мира как грандиозной музыкальной темы со множеством вариаций. Романтическая игра в представление о мире как о музыкальной гармонии, источником которой является образ Создателя грандиозной, всеобъемлющей музыкальной темы.
«Лесорубы», холст, масло, поталь, 200×145см., 2017 год
Природа рождающая и убивающая, насыщающая, ублажающая и пожирающая… Сколько в мире разлито красоты, нежности. И сколько ужаса, страдания, жестокости. И апофеоз этого контраста — дух человеческий.
Любовь, милосердие, самопожертвование и вместе с тем ненасытная ярость и жестокость, грубость и безразличие. Мысль прикована к созерцанию этих немыслимых контрастов и не находит ответа на вопрос, как такое может сосуществовать на одной Земле, в одном сердце человеческом?!
И видится человек, обращающий свою ярость на сами основы бытия. Лесорубы — попытка выразить переживание контраста созидательных и разрушительных сил и потенции безрассудного разрушения заложенной в человеке. Безудержно разрушая то прекрасное, что возделывалось тысячелетиями он впадает в новое варварство, чтобы начать все с начала.
«Колесо Фортуны», холст, масло, поталь, 200×145см., 2018 год
Человек стремится оседлать его, оказаться на самой вершине — которой, впрочем, не существует. Оно вращается. Тот, кто полез наверх, неизбежно окажется внизу. Время не остановить и не обмануть. Вечный прогресс в мире материи невозможен. Это трудно осознать когда ползёшь наверх, это трудно признать, когда ты на вершине, это невозможно отрицать когда катишься вниз. И здесь рождается надежда, что есть что-то ещё… кроме Колеса!
«Диана и Актеон», холст, масло, поталь, 170×120см., 2016 год
Для меня привлекательно обращение к Мифу, как к источнику образов с безграничной глубиной интерпретации.
Женственность. Красота. Соблазн? Одна из граней Красоты. Вечная загадка, как может соединяться в одном явлении столько прекрасного и страшного, столько радостного и мучительного, возвышенного и униженного. Тайна этого влечения, способного восполнить и возвысить. Но если под сенью души пригрелся хищный зверь, оно же сделает меня его добычей…
Тайна энергии пола, способная пробуждать в человеке зверя, который, будь он выпущен из-под контроля разума, растерзает своего хозяина, так же как собаки растерзали Актеона. Актеона растерзали его же собственные собаки!
«Дракономахия», холст, масло, 170×130см., 2016 год
Победить змия, убить дракона. Образ-архетип. Икона. Меня здесь волнует инертность… Способность к деянию, потребность в деянии, необходимость деяния… И вот я вижу себя на диване, спокойного и сонного, сытого и совершенно инертного, с мучительной интенцией к деянию. Мучительной именно из-за диспропорции её слабости и моей тяжелейшей инертности.
«Рыцарь бедный», холст, масло, 180×120см., 2016 год
Есть фотография. На ней три женщины. Объёмные пластиковые бутыли пива наполовину опустошены, сигареты в губах, меланхолическое созерцание. Туго обтянутые трикотажем формы впечатляют внушительностью. Три грации пребывают на некоей бетонной террасе с парапетом, украшенным граффити, а позади, внизу, открывается в сумеречном свете бескрайняя равнина заводских корпусов и труб, извергающих стелющиеся густые дымы.
Я и сам видел подобные индустриальные ландшафты: Кириши, Череповец… но эти эпические богини надолго приковали моё воображение. Они были словно неразрешенная загадка, моё мышление возвращало меня вновь и вновь к этим образам, предлагая в силу проявившейся в последние годы специфики восприятия, антитезу в виде некоего принца или странствующего печального рыцаря, вдохновленного образом прекрасной дамы, и в тоже время, возможно, являющегося образом неосознанных чаяний ранней юности сих героинь.
Я почувствовал необходимость как-то выразить это.
Картина о двух переплетенных, но столь трагически расколотых мирах, и конечно, о катастрофическом мужском инфантилизме.
Название подсказано стихотворением А.С. Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный…»
Рыцарь Бедный… Рыцарь Бедный! Рыцарь Бедный? Рыцарь Бедный?!!! Рыцарь Бедный…
«Бессонница», холст, масло, 180×120см., 2017 год
Есть такие места, где постоянно и во всем ощущается присутствие сказки, мифа, чего-то нездешнего, древнего, какой-то тайны. Как при эффекте двойной экспозиции, сквозь реальные образы проступают лики и силуэты мифической древности; и где-то на границах яви, мечтания и сна, в обманчивом лунном свете, природа открывается в образах архаического мира, и вот гора видеться великаном, выдающийся в море мыс — погружённой в воды русалкой, и кажется, среди лунных бликов на тёмной ночной воде, среди скал и камней, легко можно различить черные корабли Одиссея.
«Нить Судьбы» холст, масло, 170Х130см., 2013 год
Дочери Неизбежности за работой. Их труд не остановить. Клото прядёт Нить бытия, Лахесис отмеряет его превратности, Атропос занесла свой безжалостный нож… Но где-же кончается их власть? Где свобода? Выбор? Может где-то там, где я не подключён к экрану? Что будет если попытаться отключить все это и начать жить?
Память о смерти необходима чтобы ощутить жизнь действительно, по-настоящему и всерьёз. Это то, что делает человека человеком.
В виртуальном мире человек забывает о времени, забывает о смерти — забывает о жизни.
«Сон или Явь» холст, масло, 160×120см., 2012 год
Видения обступают со всех сторон. Ужас смерти, злоба и одиночество, ночь без конца и края, но если проснуться, что увижу я? Будет ли утро, весна, благоухание цветов, или это и есть сон, а вне его только ночь и тьма?
Сколько даров у Жизни, сколько чудес и неизведанного, но нужно встать, выйти навстречу, ощутить сопротивление стихий… Как трудно покинуть уютный кокон сна, инерция бездействия затягивает мягко, почти непреодолимо, умирание наступает само — можно не просыпаться.
«Спящая Красавица» холст, масло, 140×110см., 2012 год, коллекция Нового Музея современного искусства Аслана Чехоева
Что-ж, многие жаждали её обрести, но в мире столько хороших вещей! Чудесны дурманящие разум напитки, заглушающие сознание звуки, а все эти прекрасные женщины! Столько всего надо попробовать, столько испытать, перебрать, изведать! И перепробовать, а вдруг что-то упустил? Где-же все это успеть за одну несчастную жизнь?! А если и надоело, то все-таки надо попробовать ещё раз, ведь страшно покидать это пиршество. Вот и продолжается её сон, вот и зарастает тернием её обитель.
Спящая красавица это образ духовного сокровища, предназначенного для того, кто отважится на трудный путь и долгий поиск…
Но рыцари предпочитают дурман и забытьё.